Конспект организованной образовательной деятельности по чтению художественной литературы

«Айога»

Цель: создание социальной ситуации развития  для формирования в детях любви к художественному слову, уважения к книге..

Задачи:

- создавать условия для формирования восприятия литературного произведения в единстве понимания его содержания и художественной формы;

- создавать условия для знакомства детей с творчеством других народов;

- создавать условия для обучения детей анализировать художественный текст;

- создавать условия для развития умения сопереживать героям сказки;

- создавать условия для развития умения развития умения сопоставлять поступки героев с собственными представлениями и реальным поведением;

- создавать условия для воспитания любви и уважения к маме»;

Ход образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности Организация рабочего пространства Деятельность взрослого Деятельность детей Психолого-педагогические условия / задачи
Вводная часть (организационный и мотивационный момент) Кастрюли с отражением, вода в тазу, зеркала.

Ребята, посмотрите, что у нас сейчас лежит на столе?

Что мы можем увидеть в этих предметах?

Для ответа на вопрос нам поможет загадка.

Он - ваш портрет, 
Во всем на вас похожий. 
Смеетесь вы - 
Он засмеется тоже. 
Вы скачете - 
Он вам навстречу скачет. 
Заплачете - 
Он вместе с вами плачет.

А где обычно появляется ваше отражение?
а где ещё может ваше отражение появиться?

Ответы детей.

Отражение.

В зеркале.

Ответы детей.

условия для обучения анализировать художественный текст;
Основная часть

Картинки Нанайцев.

Мультимедиа с картинками к сказке.

Ребята, вы любите смотреть на своё отражение?

Посмотрите на своё отражение и расскажите, какие вы.

Как вы думаете, часто смотреть в зеркало на своё отражение – это хорошо или плохо?

Ребята, зеркало – это очень полезный предмет, но с ним нужно обращаться осторожно. Если много любоваться на своё отражение, то может произойти беда.

Сегодня я хочу вас познакомить с одной нанайской сказкой «Айога», про девочку, которая очень любила любоваться собой, своим отражением.

Но сначала я вас познакомлю с народом, который называется нанайцы. Нанайцы – народы Дальнего Востока. Нанайцы обычно ниже среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, волосы чёрные, прямые и жёсткие. У мужчин, как и у женщин, длинные волосы, только волосы они заплетают в одну косу, а женщины в две.

Верхней одеждой у них обычно является халат.

Так вот у нанайцев, так же как и нас русских есть нанайские народные сказки. Одна из них называется «Айога». Послушайте эту сказку внимательно.

Чтение сказки.

Ребята, посмотрите внимательно на картинки и скажите, какая из них похожа на Айогу. Какая она была?

А соседская девочка, какой была?

Какая у Айоги мама?

О чём попросила мама Айогу?

Как поступила Айога?

Кто помог маме Айоги?

Почему мама отдала лепёшку соседской девочке?

Правильно ли мама поступила, что не накормила собственную дочь, а лепёшку отдала соседской девочке? Почему?

А вы бы так поступили, как Айога?

А как вы бы поступили?

Мама поступила по справедливости. В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется».

Как вы думаете, что обозначают такие пословицы и поговорки: «Не одежда красит человека, а его добрые дела», «Человек от лени болеет, а от труда здоровеет».

Подойдите к столу и выберите себе картинку по пословице, которая вам больше всего понравилась.

Ребята, а нанайская народная сказка вам понравилась?

Почему?

А чем закончилась эта сказка хорошо или плохо?

А что нам нужно сделать, чтобы сказка закончилась хорошо?

Попробуем?

Тогда я сейчас возьму мячик, и мы будем его передавать друг другу, у кого будет мячик, он придумает свой конец этой сказки. А потом выберем, чей конец сказки был лучше.

«Плавала Айога, плавала и очень сильно скучала по своей маме, подумала, что поступила очень плохо, когда перестала маме помогать по хозяйству и очень сильно заплакала от огорчения, и пообещала, что больше так себя вести не будет. И превратилась она обратно в девочку. Прибежала домой обняла маму и папу, и стала всегда выполнять просьбы мамы».

Ответы детей.

Дети рассматривают и рассказывают.

Ответы детей.

Ленивая, хитрая, злая, грубая, горделивая т. д.

Доброй, отзывчивой, внимательной, трудолюбивой, послушной, вежливой, ласковой.

Трудолюбивая, терпеливая, мудрая справедливая.

Принести воды.

Стала отговариваться, находила много причин, чтобы не ходить.

Соседская девочка.

Потому что девочка помогла маме Айоги.

Ответы детей.

Ответы детей.

Придумать другой конец сказки.

Дети высказывают свой вариант концовки сказки.

условия для знакомства детей с творчеством других народов;

условия для формирования восприятия литературного произведения в единстве понимания его содержания и художественной формы;

условия для обучения детей анализировать художественный текст;

условия для воспитания любви и уважения к маме»;

условия для развития умения сопоставлять поступки героев с собственными представлениями и реальным поведением;

условия для развития умения сопереживать героям сказки;

Заключительная часть

Полянка и цветы добрых дел.

Ребята, вы все молодцы, придумали очень добрую сказку и хорошо поработали на занятии.

А теперь я предлагаю вам подумать, какой хороший поступок вы можете сегодня сделать и его совершить, назвать его, взять цветок и приклеить на полянку добрых дел.

условия для развития умения желания у детей самим определять хорошие поступки и совершать их;