Тема: Объём. Сравнение по объёму ёмкости.
Цель: формирование у детей представлений об объёме ёмкостей.
Задачи:
- образовательные: познакомить детей с понятием объём; учить сравнивать сосуды по объёму с помощью переливания; продолжать формирование мыслительных операций; закрепить с детьми счётные умения, знания детей об измерении массы и условной меркой 1 кг., знание геометрических фигур;
- развивающие: развивать наблюдательность, мыслительную активность, речь, логическое мышление, внимание, память, фантазию;
- воспитательные: воспитывать интерес к новому, стремление оказывать помощь другим, дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща;
Форма проведения занятия: по подгруппам.
Материалы и оборудование: рисунки кота Матроскина, Шарика, дяди Фёдора, варенья в банке, подкрашенная вода, 2 банки одинаковые по объёму, но разные по виду, ведёрки, игрушечная посуда, изображения конфет, карточки с Матроскиным и Шариком, карточки с кружками разными по виду, смайлики, конфеты.
Методы и приёмы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации; игровой метод; практический; словесный; наглядный; художественное слово; физминутка;
Словарная работа: объём, ёмкость, сосуд
Предварительная работа: проигрывание коммуникативной игры «Как живёшь?», беседы, дидактические игры по прошедшим материалам.
Ход
Вводно – информационная часть
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Как живёшь?»
Как живёшь? – Вот так! (пальцы сжаты в кулак, большие пальцы вверх)
А плывёшь? – Вот так! (движения пловца)
А бежишь? – Вот так! (бег на месте)
Вдаль глядишь? – Вот так! (ладони поднести ко лбу)
Машешь вслед? – Вот так! (прощальный жест)
Ночью спишь? – Вот так! (сложенные вместе ладони под щекой)
А шалишь? – Вот так! (надуть щёки и хлопнуть по ним)
- Ой, ребята, что у нас здесь находится? (на доске картинки с изображением кота Матроскина и Шарика)
- Сегодня в Простоквашино праздник: кот Матроскин и Шарик ожидают приезда дяди Фёдора. У них вышел спор, они не могут понять при помощи чего можно отмерить 1 килограмм конфет в магазине. Подскажите им дети. Дети отвечают: «При помощи весов и гирь».
Кот Матроскин и Шарик решили угостить дядю Фёдора вареньем из банки, в которую войдёт больше варенья, но не могут никак решить, какую банку взять. Давайте им поможем. Дети высказывают свои предположения.
Основная часть
- У меня на столе есть вода. Может быть, она поможет решить наш спор? Как мы можем проверить, где больше войдёт в банку, а где меньше? Нужно сначала наполнить водой до краёв, а потом перелить воду в другую банку (воспитатель выполняет переливание).
- Дети, что вы увидели, когда мы переливали воду из одной банки в другую? Что в обе банки вмещается одинаковое количество жидкости.
- В таком случае говорят, что банки равны по объёму.
- Дети подойдите к столам и попробуйте теперь сами сравнить по объёму посуду, которая у вас на столе (на столах в каждой группе по два предмета игрушечной посуды разного объёма и по небольшому ведёрку с водой, дети наполняют из ведёрка один сосуд, переливают во второй и определяют, какой из сосудов больше по объёму, а какой меньше)
- Ребята, как определить какой сосуд больше по объёму?
- Почему он больше?
- Ребята дядя Фёдор привёз нашим друзьям угощение: 10 конфет. Какими разными способами их можно распределить между Матроскиным и Шариком? (1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5, 6 и 4, 7 и 3, 8 и 2, 9 и 1)
- Давайте, Катя будет делить конфеты у доски, а вы за столами. Но вы будете выкладывать у себя на столах не конфеты, а рисовать вместо конфет любые геометрические фигуры по вашему желанию на приготовленных для вас карточках. (Дети, выполняя задание, проговаривают, что 10 это 1 и 9 и т. д.)
- Молодцы ребята, мы с вами немножко устали и нам пора отдохнуть.
Физ. минутка «Разминка»
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз – два – три – четыре – пять!
(Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде.
(Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно – поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте.
(Ходьба на месте.)
- Молодцы, кот Матроскин и Шарик пригласили дядю Фёдора за стол попить чаю с конфетами и вареньем, но у них кружки разные. Дядя Фёдор заинтересовался, как сравнить две кружки по объёму? Ребята давайте поможем коту Матроскину и Шарику объяснить, как можно сравнить по виду кружек их объём. (По толщине и по высоте)
Заключительная часть
- Хорошо ребята, мы сегодня с вами потрудились на славу. У меня есть смайлики – это весёлые и грустные мордашки, я предлагаю вам выбрать по одному смайлику, если вам занятие понравилось, вы берёте весёлую мордашку, если не понравилось, то грустную.
А теперь подойдите к доске, приклейте свои мордашки на доску и объясните, почему вы выбрали именно этот смайлик.
- Коту Матроскину, Шарику и дяде Фёдору так понравилось, как вы им помогли, что решили подарить вам небольшие подарки. Спасибо вам всем!