Печать
Категория: Конспекты
Просмотров: 10

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе

 

Тема: Птицы прилетели

Цель: создание социальной ситуации развития   в процессе познавательной деятельности «Птицы прилетели»

Задачи:

- создать условия для закрепления знакомства детей с перелетными птицами;

- создать условия для расширения и активизации словаря по теме;

- создать условия для развития у детей познавательных интересов;

- создать условия для формирования доброжелательности, инициативности;

Организация детских видов деятельности: общение ребёнка со взрослым, общение ребёнка со сверстниками, поисково – игровая деятельность;

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением птиц (скворец, ласточка, грач) и их гнезд, аудиозапись с голосами птиц

Образовательная технология: информационно - коммуникационная

Методы и приёмы: игровые, словесные, наглядные, практические;

Предварительная работа: наблюдения за зимующими птицами, рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия / задачи

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

 

Здравствуйте ребята. Очень рада видеть вас снова. Вы знаете, сегодня на улице воробушки расчирикались, так звонко, звонко, раскричались. Как вы думаете почему?
Рады ли воробьи зиме? А весне? Почему?
Дети, зиме они не радуются, потому что зимой им очень трудно прокормиться. А весной радуются, чирикают, купаются в лужах. Послушайте, о чем они поют, когда зима заканчивается.
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
- Мы выжили!
- Мы дожили!
Мы живы!
- Живы мы!

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия для организации и мотивации детей к деятельности;

 

Основная часть

Изображение воробья.

 

Кормушка с изображениями зимующих птиц, среди них перелётная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следы птиц.

 

 

Изображение ласточки, грача и скворца, аудиозапись голосов птиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, смотрите, к нам прилетел воробей. Он предлагает вам поиграть в игру: «Какая птица лишняя»
Ребята, рассмотрите внимательно птиц, которые прилетели в кормушку, всех ли вы знаете?

 

 

 

Объясните, почему она лишняя?

 

Посмотрите, это аист, он улетает в теплые края осенью и прилетает к нам обратно только весной. Он совершает перелет, поэтому его и называют? Как?
Их называют перелетным. Родина – это место где родился. Поэтому перелётные птицы возвращаются на Родину, чтобы свить гнездо и высидеть своих птенцов. Ребята, а назовите зимующих птиц?

 

Почему их называют зимующими?

Дети, как вы думаете, почему весной птицы возвращаются к нам, в наши края?

Ребята, к нам в группу прилетели три перелётные птицы, а найти их нам помогут следы, которые они оставили. Смотрите, эти следы нас приведут к первой перелётной птице. Пошлите по ним.

Первая птица это грач.

Прослушивание записи голоса грача.
Грач (из семейства вороновых) – стройная черная птица. Грач внешне похож на ворону, но стройнее её, и, в отличие от своей ближайшей родственницы, ведущей одинокий образ жизни, предпочитает жить в колониях.
Грач летает на большие расстояния, но достаточно много времени проводит и на земле, отыскивая корм; гнёзда вьёт на деревьях в загородных пролесках или в городских садах. Грач – перелётная птица, она возвращается на родину в марте, и, как говорится, открывает весну. Для весеннее - осенних перелётов грачи собираются в огромные стаи. У него есть хвост, крылья и клюв, сильные крылья; лапки и клюв у грачей светлые).

А теперь поиграем в игру «Грач»

Грач к нам с юга прилетел.

Сразу он на пашню сел.

Ищет грач в земле жучков,

Гусениц и червячков.

 

Грач усталости не знает,

Всё он по полю шагает.

Новый день уж начался.

Вить гнездо он принялся.

Грач под деревом летает,

Клювом ветки собирает.

Сделал грач гнездо из веток.

Скоро будет много деток.

 

Смотрите, следующие следы ведут ко второй птице, пошлите, посмотрим, что это за птица.

Следы привели нас к скворцу.

Прослушивание записи голоса грача.
Скворец - следующая птица, которая к нам прилетает весной.
Скворцы – небольшие птицы с оперением черного цвета, имеющие длинный и весьма острый клюв, который слегка изогнут.
Вернулись скворцы из далеких теплых стран, где они весело коротали время, пережидая суровую русскую зиму. Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит. Чего только не услышишь, находясь рядом со скворчиной стаей! Тут и скрип колеса, и лай собаки и кудахтанье кур. Можно даже услышать слова человеческой речи. Целый день скворцы соревнуются в красноречии, стараясь любой ценой перекричать соседей.
В лесу скворцы занимают дупла деревьев, а в местах, где живут люди, с удовольствием селятся в скворечниках.

Игра «Скворечник»

Сделаем для птички дом,

Постучим мы молотком.

Есть у дома вход и крыша,

Мы повесим дом повыше

Прилетит к нам скворушка,

Чёрненькое пёрышко.

Будет в домике там жить,

Будет нас благодарить.

 

Смотрите, ещё следы, давайте посмотрим, кто ещё у нас в группе спрятался.
Ласточка — небольшая красивая перелетная птица, стремительная в полете, с длинными остроконечными крыльями. В народе ее ласково зовут «касаточка».
Быстрокрылые ласточки прилетают с наступлением теплых весенних деньков и сразу же принимаются за строительство гнезд. Для постройки своего домика ласточке нужна влажная глина, шерстинки животных, перышки других птиц, соломинки и травинки.
Ребята, посмотрите, как она выглядит – у нее белая грудка и очень необычный хвост – разделенный на две части.

Проводится физкультминутка «Перелетные птицы»

Птички прыгают, летают 


Крошки птички собирают. 
Пёрышки почистили,
Клювики почистили 
Птички летают, поют 
Зёрнышки клюют 
Дальше полетели. И на место сели 
А сейчас ребята я попрошу вас отгадать загадки.
1-я.
По всей Европе обитает,
На зиму в Африку летает.
С ним весело и не до скуки
— Легко заучивает звуки.
И, суть мелодии схватив,
Он повторит любой мотив.
Живёт под крышею певец
Красавец, умничка — …
Дети. Скворец.
2-я.
По весенней чёрной пашне
кто-то ходит, строг и важен.
Прыгнет, крыльями помашет -
крылья чёрные, как сажа.
Не отмыть её, хоть плачь!
Этой птице имя …

Дети. Грач.
3-я.
Мы по птичьему полёту
Можем предсказать погоду:
Вот к дождю — летает низом
В дом – корзинку под карнизом.
В клювике несёт водицу:
Строить домик пригодится.
Грязь приклеит палочки
В гнёздышке для …
Дети. Ласточки

Ребята, как вы думаете, для чего птицам гнезда?
Чтобы в гнездах спать, выводить птенцов.
Молодцы, правильно.

 

 

 

 

Дети внимательно рассматривают птиц и называют лишнюю птицу.

Дети объясняют, чем она отличается от зимующих птиц.

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

Дети называют зимующих птиц.

Ответы детей.

 

Ребята отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

Дети идут по следам.

 

Дети слушают голос и описание грача.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Машут руками.

Приседают.

Стучат указательным пальцем одной руки по ладошке другой.

Идут на месте.

 

Крутят руками перед собой.

Машут руками.

Наклоняются.

Разводят руки в стороны.

 

Дети идут по следам.

 

 

Дети слушают голос и описание скворца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стучат кулачком о кулачок.

Поднимают руки вверх.

Машут руками, как крыльями.

Кивают головой.

 

 

Дети идут по следам.

 

Дети слушают голос и описание ласточки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети прыгают,

«клюют»,

Изображают,

 

машут руками,

наклоняются,

 

улетают», садятся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

Условия для упражнения в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнения понятия «перелётные птицы», вспомнить их названия, умения различать с зимующими птицами, развития внимания, памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительная часть

 

 

 

Раскраски с изображением перелётных птиц.

Ребята, давайте вспомним, какие задания вы выполняли и какие вам больше понравились?

Почему?

Молодцы, ребята. А за то, что вы хорошо работали, воробей хочет подарить вам раскраски с изображением перелетных птиц.

 

Рассуждение детей.

Условия для оценки проделанной работы.