Конспект занятия по обучению грамоте
Тема: В поисках буквы С
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе речевой деятельности «В поисках буквы С»
Задачи:
- создать условия для закрепления представления детей о фонематической характеристики звука [с];
- создать условия для совершенствования навыка печатания букв;
- создать условия для развития речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, тонкой моторики;
- создать условия для формирования доброжелательности, инициативности;
Организация детских видов деятельности: общение ребёнка со взрослым, общение ребёнка со сверстниками, поисково – игровая деятельность;
Материалы и оборудование: книга, письмо с загадкой, шифры, мольберт, магниты, мелки, картинки: флаг, тарелка, груша, погремушка, ножницы, мороженое, конфета, булочка, велосипед, холодильник, головоломка «Пуговицы», листы бумаги, цветные карандаши, пазлы буквы С с картинками.
Образовательная технология: игровая («Квест – игра», смарт – тренинг «Головоломки «Пуговицы»)
Методы и приёмы: игровые, словесные, наглядные, практические;
Предварительная работа: чтение книги «Волшебник изумрудного города», игра «Головоломки «Пуговицы»
Этап образовательной деятельности |
Организация рабочего пространства |
Деятельность взрослого |
Деятельность детей |
Психолого-педагогические условия / задачи |
Вводная часть (организационный и мотивационный момент) |
Книга, письмо с загадкой. |
Дети заходят в группу. Перед ними книга «Волшебник изумрудного города», а внутри лежит письмо. Ребята, что это лежит? Письмо. Как вы думаете от кого это письмо? Почему в книге? Что с ним нужно сделать? Прочитать. Кто будет читать? «Дорогие ребята, пишет вам Элли, нам нужна ваша помощь. Злая волшебница украла и зашифровала одну из букв нашей книги, без неё вы не сможете узнать продолжение наших приключений. Для того, чтобы её расшифровать, вам понадобится головоломка «Пуговицы» и подсказки, а чтобы их получить, вам необходимо выполнить задания, которые спрятаны в вашей группе. Чтобы их найти, вам потребуется отгадать место, где они спрятаны. После выполнения задания, подсказки появятся в книге». Ребята, готовы расшифровать букву? Тогда, что нам сейчас нужно сделать? Найти первое задание, выполнить его и получить подсказку. Первая загадка для подсказок В них нарядим наши ножки. Это — ножкина одёжка. С ними можно в снег и стужу, А с резиновыми — в лужу. Чтобы бегать по дорожке Мы обуемся в … Где находиться первое задание? Там, где сапоги. Пошли искать. |
Дети высказывают свои предположения.
Дети выбирают, кто будет читать и читают письмо.
Дети обсуждают ситуацию и принимают решение.
Дети ищут конверт с заданием. |
Условия для организации и мотивации детей к деятельности;
|
Основная часть |
Картинки: флаг, тарелка, груша, погремушка, ножницы, мороженое, конфета, булочка.
Мольберт, мелки.
Шифры с загадкой.
Шифры с загадкой.
Шифры с загадкой.
Шифры.
Головоломка «Пуговицы»
Листы бумаги, цветные карандаши.
Аудиопослание. |
«Первое задание. Определить с какой буквы начинается слово на картинках, и написать эту букву на доске». Ребята, что вам нужно сделать? Взять картинки и внимательно подумать у кого, с какой буквы начинается слово на рисунке и по очереди написать эту букву.
Какая картинка у Алины? Флаг. С какой буквы начинается это слово? Это слово начинается с буквы Ф. Тарелка, груша, погремушка, ножницы, мороженое, конфета, булка, велосипед, холодильник. Молодцы ребята, мы задание выполнили, давайте посмотрим, появились ли в книге подсказки для расшифровки буквы. (Помощник воспитателя втайне от детей подкладывает шифровки в книгу)
В небе кружатся, Снежинка.
Второе задание. «Определить какой звук чаще встречается в стихотворении, и рассказать какой он Санки Сашины сломались, На снегу лежать остались». Что нам нужно сделать в этом задании? Определить какой звук чаще встречается в стихотворении. Какой это звук? Звук [с] Давайте произнесём звук [с] все вместе. Почувствуйте, когда мы произносим этот звук, язык стоит «мостиком» за нижними зубами, а зубы почти сжаты. Значит, во рту есть преграда из зубов. Как вы думаете, звук [с] – гласный или согласный? Согласный. Верно. Его нельзя петь. Каким цветом обычно обозначаем согласные звуки? Синим и зелёным. Звук [c] каким обозначим цветом? Синим. Почему? Потому, что он твёрдый. Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, он звонкий или глухой. Он глухой. Почему? Потому, что когда мы произносим звук [с] горло не вибрирует. Верно. Это согласный твёрдый глухой звук. Молодцы! Вы справились со вторым заданием, посмотрите, в книге появились новые шифровки?
За ним – сидим, За ним – едим, Он всей семье Необходим. Стол.
Третье задание. «Поймай звук [с]» Что вам нужно сделать, чтобы выполнить третье задание? Поймать звук. Правильно. Я буду читать звуки из задания, а вы внимательно их слушайте, если услышите звук [c], вы хлопаете в ладоши, если услышали другой звук, сидите в тишине.
С, т, з, с, д, ш, и, с, ц, с, са, ту, шо, су, за, со, до, санки, замок, коса, скакать, топать, ставить, сухой, широкий, простой. Молодцы, вы были внимательными и не допускали ошибок. И справились с третьим заданием, посмотрите, в книге появились новые шифровки?
Я на нём всегда сижу, Стул.
Четвёртое задание «Поиграть в игру «Кто скорее?» Что нам нужно сделать, чтобы выполнить задание? Поиграть в игру, соединить звуки. Правильно. Я буду читать звуки из задания, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. С, а. что получилось? Са. Верно. С, о. что получилось? Со. Правильно. Су, си, усы, сок, нос, сани. Вы справились с четвёртым заданием, посмотрите, в книге появились новые шифровки?
Ребята, в книге больше нет загадок? Нет. Значит, мы собрали все шифровки и можем расшифровать букву. Посмотрите у вас в шифровках, какой шифр? Шифр синего цвета. Получается буква, какого цвета будет? Синего. А какой звук эта буква будет обозначать? Согласный звук. У вас в подсказках есть код, вам нужно по этому коду расположить пуговицу в нужную клетку (квадрат). Какую букву зашифровала злая волшебница? Букву С. Давайте напишем её на листочках и положим свои листочки в книгу, чтобы Элли узнала, какую букву расшифровали, но для начала скажите на что похожа буква С? На луну, полукруг. Букву С правильно пишут сверху вниз, посмотрите, как я пишу в воздухе и повторите за мной.
Хорошо, теперь возьмите карандаши и напишите букву на бумаге. Каким цветом будете писать букву? Букву С мы будем писать синим или зелёным цветом. Почему синим или зелёным цветом? Потому, что буква С обозначает согласный звук, который может быть твёрдым или мягким. Хорошо, напишите эту букву и положите в книгу для того, чтобы чары злой волшебницы разрушились.
«Большое спасибо вам, что вы помогли расшифровать букву и мы узнали, что это буква С, теперь вы сможете и дальше узнать о наших приключениях» |
Дети разбирают картинки, проговаривают слова и определяют какую букву нужно писать.
Дети подходят к книге и находят 2 подсказки и следующую загадку.
Дети ищут следующее задание.
Дети отвечают на вопросы. Дети произносят звук [с].
Дети определяют фонематическую характеристику звука.
Дети находят 3 шифровки и новую загадку.
Дети отгадывают загадку и ищут новое задание.
Дети, когда слышат звук [с], хлопают в ладоши.
Дети находят 2 шифровки и новую загадку.
Дети отгадывают загадку и ищут новое задание.
Дети объединяют звуки.
Дети находят 2 шифровки.
Дети расшифровывают при помощи головоломки букву С.
Предположения детей.
Дети пишут букву С в воздухе.
Дети печатают букву и убирают листочки в книгу. |
Условия для умения определять первый звук в слове и формирования умения соотносить звук и соответствующую букву.
Условия для совершенствования навыка печатания букв, развития графомотрных навыков.
Условия для развития фонематического восприятия.
Условия для развития звукового анализа и синтеза.
Условия для совершенствования навыков слогового чтения.
Условия для развития мыслительных операций, навыка ориентировки на игровом поле.
Развитие графомоторных навыков. |
Заключительная часть |
Пазлы буквы С с картинками. |
Ребята, давайте вспомним, какие задания вы выполняли и какие вам больше понравились? Почему? В чём испытывали затруднение? Удалось ли нам помочь Элли расшифровать букву? Я дарю вам пазлы буквы С, но они не простые, это расшифрованная вами буква. |
Рассуждение детей. |
Условия для оценки проделанной работы. |