Конспект занятия по обучению грамоте

 

Тема: В поисках буквы С

Цель: создание социальной ситуации развития   в процессе речевой деятельности «В поисках буквы С»

Задачи:

- создать условия для закрепления представления детей  о фонематической характеристики звука [с];

- создать условия для совершенствования навыка печатания букв;

- создать условия для развития речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, тонкой  моторики;

- создать условия для формирования доброжелательности, инициативности;

Организация детских видов деятельности: общение ребёнка со взрослым, общение ребёнка со сверстниками, поисково – игровая деятельность;

Материалы и оборудование: книга, письмо с загадкой, шифры, мольберт, магниты, мелки, картинки: флаг, тарелка, груша, погремушка, ножницы, мороженое, конфета, булочка, велосипед, холодильник, головоломка «Пуговицы», листы бумаги, цветные карандаши, пазлы буквы С с картинками.

Образовательная технология: игровая («Квест – игра», смарт – тренинг «Головоломки «Пуговицы»)

Методы и приёмы: игровые, словесные, наглядные, практические;

Предварительная работа: чтение книги «Волшебник изумрудного города», игра «Головоломки «Пуговицы»

 

 

 

 

 

 

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия / задачи

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Книга, письмо с загадкой.

Дети заходят в группу. Перед ними книга «Волшебник изумрудного города», а внутри лежит письмо.

Ребята, что это лежит?

Письмо.

Как вы думаете от кого это письмо?

Почему в книге?

Что с ним нужно сделать?

Прочитать.

Кто будет читать?

«Дорогие ребята, пишет вам Элли, нам нужна ваша помощь. Злая волшебница украла и зашифровала одну из букв нашей книги, без неё вы не сможете узнать продолжение наших приключений. Для того, чтобы её расшифровать, вам понадобится головоломка «Пуговицы» и подсказки, а чтобы их получить, вам необходимо выполнить задания, которые спрятаны в вашей группе. Чтобы их найти, вам потребуется отгадать место, где они спрятаны. После выполнения задания, подсказки появятся в книге».

Ребята, готовы расшифровать букву?

Тогда, что нам сейчас нужно сделать?

Найти первое задание, выполнить его и получить подсказку.

Первая загадка для подсказок

В них нарядим наши ножки.

Это — ножкина одёжка.

С ними можно в снег и стужу,

А с резиновыми — в лужу.

Чтобы бегать по дорожке

Мы обуемся в …

Где находиться первое задание?

Там, где сапоги.

Пошли искать.

 

 

Дети высказывают свои предположения.

 

 

 

 

 

Дети выбирают, кто будет читать и читают письмо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети обсуждают ситуацию и принимают решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети ищут конверт с заданием.

Условия для организации и мотивации детей к деятельности;

 

Основная часть

Картинки: флаг, тарелка, груша, погремушка, ножницы, мороженое, конфета, булочка.

 

 

 

 

 

Мольберт, мелки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шифры с загадкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шифры с загадкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шифры с загадкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шифры.

 

 

 

 

Головоломка «Пуговицы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Листы бумаги, цветные карандаши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аудиопослание.

«Первое задание.

Определить с какой буквы начинается слово на картинках, и написать эту букву на доске».

Ребята, что вам нужно сделать?

Взять картинки и внимательно подумать у кого, с какой буквы начинается слово на  рисунке и по очереди написать эту букву.

 

 

 

 

Какая картинка у Алины?

Флаг.

С какой буквы начинается это слово?

Это слово начинается с буквы Ф.

Тарелка, груша, погремушка, ножницы, мороженое, конфета, булка, велосипед, холодильник.

Молодцы ребята, мы задание выполнили, давайте посмотрим, появились ли в книге подсказки для расшифровки буквы. (Помощник воспитателя втайне от детей подкладывает шифровки в книгу)

 

 

В небе кружатся,
На землю ложатся,
Белые, резные,
Холодные такие
Звёздочки-пушинки
Что это? ...

Снежинка.

 

Второе задание.

«Определить какой звук чаще встречается в стихотворении, и рассказать какой он

Санки Сашины сломались,

На снегу лежать остались».

Что нам нужно сделать в этом задании?

Определить какой звук чаще встречается в стихотворении.

Какой это звук?

Звук [с]

Давайте произнесём звук [с] все вместе.

Почувствуйте, когда мы произносим этот звук, язык стоит «мостиком» за нижними зубами, а зубы почти сжаты. Значит, во рту есть преграда из зубов. Как вы думаете, звук [с] – гласный или согласный?

Согласный.

Верно. Его нельзя петь. Каким цветом обычно обозначаем  согласные звуки?

Синим и зелёным.

Звук [c] каким обозначим цветом?

Синим.

Почему?

Потому, что он твёрдый.

Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, он звонкий или глухой.

Он глухой.

Почему?

Потому, что когда мы произносим звук [с] горло не вибрирует.

Верно. Это согласный твёрдый глухой звук.

Молодцы! Вы справились со вторым заданием, посмотрите, в книге появились новые шифровки?

 

 

За ним – сидим,

За ним – едим,

Он всей семье

Необходим.

Стол.

 

 

Третье задание.

«Поймай звук [с]»

Что вам нужно сделать, чтобы выполнить третье задание?

Поймать звук.

Правильно. Я буду читать звуки из задания, а вы внимательно их слушайте, если услышите звук [c], вы хлопаете в ладоши, если услышали другой звук, сидите в тишине.

 

 

С, т, з, с, д, ш, и, с, ц, с, са, ту, шо, су, за, со, до, санки, замок, коса, скакать, топать, ставить, сухой, широкий, простой.

Молодцы, вы были внимательными  и не допускали ошибок.

И справились с третьим заданием, посмотрите, в книге появились новые шифровки?

 

 

Я на нём всегда сижу,
Сверху вниз порой гляжу,
У него четыре ножки,
Не бежит он по дорожке,
У стола почти заснул
Деревянный, крепкий…

Стул.

 

 

Четвёртое задание

«Поиграть в игру «Кто скорее?»

Что нам нужно сделать, чтобы выполнить задание?

Поиграть в игру, соединить звуки.

Правильно. Я буду читать  звуки из задания, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно.

С, а. что получилось?

Са.

Верно. С, о. что получилось?

Со.

Правильно.

Су, си, усы, сок, нос, сани.

Вы справились с четвёртым заданием, посмотрите, в книге появились новые шифровки?

 

Ребята, в книге больше нет загадок?

Нет.

Значит, мы собрали все шифровки и можем расшифровать букву.

Посмотрите у вас в шифровках, какой шифр?

Шифр синего цвета.

Получается буква, какого цвета будет?

Синего.

А какой звук эта буква будет обозначать?

Согласный звук.

У вас в подсказках есть код, вам нужно по этому коду расположить пуговицу в нужную клетку (квадрат).

Какую букву зашифровала злая волшебница?

Букву С.

Давайте напишем её на листочках и положим свои листочки в книгу, чтобы Элли узнала, какую букву расшифровали, но для начала скажите на что похожа буква С?

На луну, полукруг.

Букву С правильно пишут сверху вниз, посмотрите, как я пишу в воздухе и повторите за мной.

 

Хорошо, теперь возьмите карандаши и напишите букву на бумаге. Каким цветом будете писать букву?

Букву С мы будем писать синим или зелёным цветом.

Почему синим или зелёным цветом?

Потому, что буква С обозначает согласный звук, который может быть твёрдым или мягким.

Хорошо, напишите эту букву и положите в книгу для того, чтобы чары злой волшебницы разрушились.

 

 

«Большое спасибо вам, что вы помогли расшифровать букву и мы узнали, что это буква С, теперь вы сможете и дальше узнать о наших приключениях»

 

 

 

 

 

 

Дети разбирают картинки, проговаривают слова и определяют какую букву нужно писать.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети подходят к книге и находят 2 подсказки и следующую загадку.

 

 

 

 

 

 

Дети ищут следующее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы.

Дети произносят звук [с].

 

 

 

Дети определяют фонематическую характеристику звука.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети находят 3 шифровки и новую загадку.

 

 

 

 

Дети отгадывают загадку и ищут новое задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети, когда слышат звук [с], хлопают в ладоши.

 

 

 

 

 

Дети находят 2 шифровки и новую загадку.

 

 

 

 

 

 

Дети отгадывают загадку и ищут новое задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети объединяют звуки.

 

 

 

 

 

 

Дети находят 2 шифровки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети расшифровывают при помощи головоломки букву С.

 

 

 

 

Предположения  детей.

 

 

Дети пишут букву С в воздухе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети печатают букву и убирают листочки в книгу.

Условия для умения определять первый звук в слове и формирования умения соотносить звук  и соответствующую букву.

 

 

Условия для совершенствования навыка печатания букв, развития графомотрных навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия для развития фонематического восприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия для развития звукового анализа и синтеза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия для совершенствования навыков слогового чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия для развития мыслительных операций, навыка ориентировки на игровом поле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие

 графомоторных навыков.

Заключительная часть

 

 

 

 

 

 

Пазлы буквы С с картинками.

Ребята, давайте вспомним, какие задания вы выполняли и какие вам больше понравились?

Почему?

В чём испытывали затруднение?

Удалось ли нам помочь Элли расшифровать букву?

Я дарю вам пазлы буквы С, но они не простые, это расшифрованная вами буква.

 

Рассуждение детей.

Условия для оценки проделанной работы.