Конспект интегрированного занятия образовательной области «Труд»
«Упавшие листья»
Цель: формирование положительного отношения к труду.
Задачи:
- образовательные: повторить с детьми пройденные профессии людей и пословицы, формировать у детей умение трудиться сообща, осознавать значимость своего труда в общем деле, совершенствовать трудовые навыки, закреплять умение самостоятельно пользоваться инвентарём на участке;
- развивающие: развивать чувство ответственности, желание оправдать доверие;
- воспитательные: воспитывать активность, терпение, взаимопомощь.
Форма проведения занятия: по подгруппам.
Материал: грабли деревянные, веники, тачки, вёдра, лейки с водой, лопаты, иллюстрации профессий и инвентаря, кроссворд, шишки.
Методы и приёмы: беседа, наблюдение, игровой метод, сюрпризный момент, проблемная ситуация, худ. слово, физминутка, загадки.
Предварительная работа: беседа с детьми о профессиях людей, знакомство с пословицами о труде.
Ход занятия
1.Вводно-информационная часть.
- Здравствуйте дети. Сегодня я с вами хочу поговорить о... А о чём мы будем говорить вы догадайтесь сами. Для начала мы с вами сыграем в словесную игру «Кто что возит?» Я буду называть предметы, а вы профессии, - говорит воспитатель и называет:
Трактор водит… (тракторист)
Электричку водит… (машинист)
Стены красит… (маляр)
Доску выстругал… (столяр)
В доме свет провёл… (монтёр)
В шахте трудится… (шахтёр)
В жаркой кузнице… (кузнец)
Кто всё знает… (молодец)
- Молодцы дети, хорошо усвоили профессии взрослых.
2. Основная часть.
- Ребята, вы догадались, о чём мы с вами сейчас будем разговаривать? Ответы детей. Все эти люди выполняют свою работу, то есть трудятся. И сегодня мы поговорим о труде.
- Послушайте притчу: «Путник встретил человека с тачкой, гружённой камнями, и спросил его: «Что ты делаешь?» тот ответил: «Не видишь разве? Камни тащу, будь они неладные». Путник повстречал второго человека с такой же ношей и услышал ответ: «Зарабатываю себе на жизнь». Спросил об этом путник у третьего человека, везущего камни, и услышал гордый ответ: «Строю дом!»»
- Дети, человек, который «строит дом», строит одновременно и себя. Почему? (Ответы детей).
- Потому что труд связывает человека с другими людьми. Труд – основа человеческого достоинства. Недаром есть пословица: «Человек славен трудом». Ребята, а какие пословицы вы ещё знаете? (Ответы детей)
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Уменье и труд все перетрут.
Дело мастера боится.
Работа не волк, в лес не убежит.
Труд человека кормит, а лень портит.
За много дел не берись, а в одном отличись.
Кто раньше встает, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
Под лежачий камень и вода не течет.
Без работы день годом кажется.
Куй железо, пока горячо.
Готовь сани летом, а телегу — зимой.
- Молодцы, дети, вы всё знаете! А теперь давайте с вами немного разомнёмся.
Физминутка
Тучи в небе кружатся, Дети плавно покачиваются с ноги на ногу
Что ни шаг, то лужица. Ходьба на месте с высоким подниманием коленей
День осенний хмурится Руки на поясе – повороты вправо-влево
Листопад на улице. Кружатся на месте
По дороге стелится Легко бегут по кругу
Жёлтая метелица.
- Хорошо отдохнули, посмотрите, вот кроссворд, давайте мы его разгадаем. (Воспитатель задаёт вопросы, дети отгадывают)
1. Труд человека кормит, а лень… (портит)
2. Человек, занятый выделкой кожи… (скорняк)
3. Без чего лошадь не повезёт? (упряжь)
4. Что мастера боится? (дело)
5. … не волк, в лес не убежит. (работа)
6. Самое трудолюбивое насекомое? (пчела)
7. Русский мужик строит избу, а монгольский… (юрту)
8. Приспособление для рыхления земли. (борона)
9. У кузнеца клещи, у слесаря... (тески)
10. Под какой камень вода не течёт? (лежачий)
Ключевое слово нашего занятия, прочитайте, что у нас получилось? (Трудолюбие)
- Ребята, посмотрите, какая стоит прекрасная золотая осень! Вокруг деревья разукрашены пёстрыми листьями.
Осень длинной, тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной!
А ветер щёки толстые
Надул, надул
И на деревья пёстрые
Подул, подул.
Красный, жёлтый, золотой –
Облетел весь лист цветной!
Как обидно, как обидно:
Листьев нет – лишь ветки видно.
- Посмотрите вокруг, сколько листьев упало на землю. Давайте мы с вами устроим генеральную уборку нашего участка.
- А чем мы будем убирать листья? Ответы детей. Посмотрите, возле корабля находится какой-то бугорок, давайте отгадаем, что там может лежать.
Много дружных ребят
На одном столбе сидят.
Как начнут они резвиться –
Только пыль вокруг клубится.
Метла.
В ней дождик летом проживает,
В жару он грядки поливает.
Трудолюбива и скромна,
С водичкою дружна она.
Лейка.
В саду делает причёску
С длинной палкой расчёска.
Ветки, сорняки цепляет,
Листья мусор убирает.
Грабли.
Огорода лучший друг,
Без неё мы как без рук.
Если грядки мы сажаем,
Ею грядки мы копаем.
Лопата.
- Здесь лежит наш рабочий инвентарь. Какими инструментами вы желаете воспользоваться?
Одни дети пользуются своим орудием труда на своём определённом участке. Лопатами вскапываем песок, лейками его поливаем, мётлами подметаем, граблями сгребаем листья в кучу и складываем на тележки, а кто выбрал тележку, увозит листья в общий сугроб листьев. Не забывайте о взаимопомощи. А теперь все на уборку.
Дети выбирают инструменты и убирают участок.
3. Заключительная часть.
- Ребята, давайте вспомним, что мы с вами сейчас делали. Играли в игру «Кто что возит?», слушали притчу и говорили, для чего нужен труд. Отгадывали кроссворд, загадки, играли в физминутку и убирались на участке.
- Дети вы сегодня такие молодцы, вы самые лучшие помощники для взрослых! Спасибо вам! За ваш труд я хочу дать вам в награду вот эти шишки, мы с вами придём в группу и из этих шишек изготовим поделки.