Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Правила дорожного движения»
Цель: развитие связной речи
Задачи:
Образовательные: учить детей составлять предложения при рассматривании картины, описывать предметы; закрепить знания детей о правилах перехода через дорогу и закрепить правила светофора; упражнять в словообразовании относительных прилагательных слов;
Развивающие: развивать умение отвечать на вопросы; пользоваться ножницами при выполнении аппликации; закрепить способность детей отгадывать загадки; развивать логическое мышление, сообразительность;
Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения друг к другу при выполнении работ;
Ход занятия
Вводная часть.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о правилах дорожного движения. Где бы вы ни были: в городе большом или маленьком, в селе – везде надо строго соблюдать эти правила. Это необходимо для безопасности пешеходов и транспорта, для того чтобы не мешать дорожному движению.
- В начале нашего занятия я предлагаю рассмотреть картину, а что изображено на ней вы догадайтесь сами.
Не живая, а идёт
Неподвижна – а ведёт.
(ответы детей)Дорога.
- Как называется место, где пересекаются две дороги? (место, где пересекаются две дороги, называется перекрёсток дорог)
Основная часть.
- Правильно, мы с вами сегодня будем рассматривать картину с перекрёстком дорог. Посмотрите внимательно на картину. Что нарисовано на ней? (ответы детей)
- Для чего нужна дорога? (дорога предназначена для того, чтобы по ней могли ездить машины)
- Как называют людей идущих по улице? (людей идущих по улице называют пешеходами)
- Зачем нужен тротуар? (тротуар нужен для пешеходов, чтобы они могли безопасно ходить)
- Везде ли можно переходить улицу? (нет, только там где это разрешено)
- Как узнать это место, где разрешено переходить улицу? (по полоскам)
- Что это за полоски, для чего они нужны и как они называются? (полоски называются «зеброй», они нужны для того, чтобы пешеходы сразу заметили, где переходить дорогу и чтобы водитель видел издалека, здесь может появиться пешеход)
- Что ещё пешеходам помогает переходить дорогу? (пешеходам переходить дорогу помогает светофор)
- Как пешеход должен проходить через дорогу? (пешеход, проходя через дорогу должен идти по пешеходному переходу посмотреть на светофор, дождаться зелёного света, посмотреть налево дойти до середины дороги, посмотреть направо и перейти дорогу)
- Для чего нужен «островок безопасности»? («островок безопасности» нужен для того, чтобы пешеходам можно было посмотреть по разным сторонам дороги)
- Что виднеется вдали?
- Что понравилось на картине?
- Почему она понравилась вам?
- Какое время года изображено на картине? (на картине изображено летнее время года)
-А теперь давайте поиграем с вами в игру «В мяч». Я буду задавать вам вопрос каким какой либо предмет бывает летом, а вы будете изменять эти слова в прилагательные. Например: Солнце летом – летнее.
Ветер летом – летний.
Небо летом – летнее.
Туча летом – летняя.
Дождь летом – летний.
Аллея летом – летняя.
Погода летом – летняя.
Одежда летом – летняя.
День летом – летний.
Утро летом – летнее.
- Хорошо вы правильно справились с заданием. Нам пора немного отдохнуть и поиграть в игру «Мы – шофёры». (физ. минутка)
Едем, едем на машине, (движение рулём)
Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе и от себя)
Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)
Дворники считают капли («дворники»)
Вправо, влево чистота!
Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)
Мы – шофёры хоть куда! (большой палец правой руки поднять вверх)
- Давайте дети вместе попробуем отгадать загадки:
У дороги, словно в сказке
На столбе живёт трёхглазка.
Всё мигает и мигает,
Ни на миг не замыкает.
Светофор.
Удивительный вагон! Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он держит их руками.
Троллейбус
Коль бензину дашь напиться,
Вмиг помчится колесница.
Автомобиль.
Что за чудо синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь на резине,
А питается бензином.
Автобус.
На отгаданные загадки, дети берут картинки с отгаданными предметами
- Дети у вас в руках картинки с отгаданными предметами и эти предметы вам нужно описать, какие они?
Дети по очереди дают описание предметам.
Светофор прямоугольной формы стоит на одной длинной и узкой ножке. У него три лампочки разного цвета: красного, жёлтого и зелёного. Он нужен для пешеходов и водителей, чтобы соблюдать правила дорожного движения. И т. д.
- Молодцы дети. Посмотрите на нашу картину. Чего нет на картине? (на картине нет машин). Ребята, давайте мы с вами рисунки приклеим на перекрёсток. Для начала мы их аккуратно вырежем, а затем приклеим на дорогу.
Дети выполняют аппликацию.
Заключительная часть.
- Ребята, скажите вам понравилось наше занятие? Теперь возьмите улыбающиеся лица человечков, если занятие вам понравилось. А если не понравилось - грустное.
- Давайте посмотрим, сколько радостных личиков у нас получилось.
- Что вам больше понравилось на занятии?
- А грустные лица есть? С чем это связано?
- Ребята что мы сегодня с вами сегодня делали? (рассматривали картину с перекрёстком дорог, играли в игры «В мяч», «Мы – шофёры», отгадывали загадки, составляли описание машинам и светофорам, приклеивали их на дорогу, вспоминали правила дорожного движения)
- Дети вы сегодня были молодцы, нам очень понравилось, как мы с вами сегодня потрудились. Большое вам спасибо.