Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Правила дорожного движения»

Цель: развитие связной речи

Задачи:

Образовательные: учить детей составлять предложения при рассматривании картины, описывать предметы; закрепить знания детей о правилах перехода через дорогу и закрепить правила светофора; упражнять в словообразовании относительных прилагательных слов;

Развивающие: развивать умение отвечать на вопросы; пользоваться ножницами при выполнении аппликации; закрепить способность детей отгадывать загадки; развивать логическое мышление, сообразительность;

Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения друг к другу при выполнении работ;

Ход занятия

Вводная часть.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о правилах дорожного движения. Где бы вы ни были: в городе большом или маленьком, в селе – везде надо строго соблюдать эти правила. Это необходимо для безопасности пешеходов и транспорта, для того чтобы не мешать дорожному движению.

- В начале нашего занятия я предлагаю рассмотреть картину, а что изображено на ней вы догадайтесь сами.

Не живая, а идёт

Неподвижна – а ведёт.

(ответы детей)Дорога.

- Как называется место, где пересекаются две дороги? (место, где пересекаются две дороги, называется перекрёсток дорог)

Основная часть.

- Правильно, мы с вами сегодня будем рассматривать картину с перекрёстком дорог. Посмотрите внимательно на картину. Что нарисовано на ней? (ответы детей)

- Для чего нужна дорога? (дорога предназначена для того, чтобы по ней могли ездить машины)

- Как называют людей идущих по улице? (людей идущих по улице называют пешеходами)

- Зачем нужен тротуар? (тротуар нужен для пешеходов, чтобы они могли безопасно ходить)

- Везде ли можно переходить улицу? (нет, только там где это разрешено)

- Как узнать это место, где разрешено переходить улицу? (по полоскам)

- Что это за полоски, для чего они нужны и как они называются? (полоски называются «зеброй», они нужны для того, чтобы пешеходы сразу заметили, где переходить дорогу и чтобы водитель видел издалека, здесь может появиться пешеход)

- Что ещё пешеходам помогает переходить дорогу? (пешеходам переходить дорогу помогает светофор)

- Как пешеход должен проходить через дорогу? (пешеход, проходя через дорогу должен идти по пешеходному переходу посмотреть на светофор, дождаться зелёного света, посмотреть налево дойти до середины дороги, посмотреть направо и перейти дорогу)

- Для чего нужен «островок безопасности»? («островок безопасности» нужен для того, чтобы пешеходам можно было посмотреть по разным сторонам дороги)

- Что виднеется вдали?

- Что понравилось на картине?

- Почему она понравилась вам?

- Какое время года изображено на картине? (на картине изображено летнее время года)

-А теперь давайте поиграем с вами в игру «В мяч». Я буду задавать вам вопрос каким какой либо предмет бывает летом, а вы будете изменять эти слова в прилагательные. Например: Солнце летом – летнее.

Ветер летом – летний.

Небо летом – летнее.

Туча летом – летняя.

Дождь летом – летний.

Аллея летом – летняя.

Погода летом – летняя.

Одежда летом – летняя.

День летом – летний.

Утро летом – летнее.

- Хорошо вы правильно справились с заданием. Нам пора немного отдохнуть и поиграть в игру «Мы – шофёры». (физ. минутка)

                                           Едем, едем на машине, (движение рулём)      

Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)

Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе и от себя)

Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)

Дворники считают капли («дворники»)

Вправо, влево чистота!

Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)

Мы – шофёры хоть куда! (большой палец правой руки поднять вверх)

- Давайте дети вместе попробуем отгадать загадки:

У дороги, словно в сказке

На столбе живёт трёхглазка.

Всё мигает и мигает,

 Ни на миг не замыкает.

Светофор.

Удивительный вагон! Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он держит их руками.

Троллейбус

Коль бензину дашь напиться,

Вмиг помчится колесница.

Автомобиль.

Что за чудо синий дом,

Окна светлые кругом,

 Носит обувь на резине,

А питается бензином.

Автобус.

 На отгаданные загадки, дети берут картинки с отгаданными предметами

- Дети у вас в руках картинки с отгаданными предметами и эти предметы вам нужно описать, какие они?

Дети по очереди дают описание предметам.

Светофор прямоугольной формы стоит на одной длинной и узкой ножке. У него три лампочки разного цвета: красного, жёлтого и зелёного. Он нужен для пешеходов и водителей, чтобы соблюдать правила дорожного движения. И т. д.

- Молодцы дети. Посмотрите на нашу картину. Чего нет на картине? (на картине нет машин). Ребята, давайте мы с вами рисунки приклеим на перекрёсток. Для начала мы их аккуратно вырежем, а затем приклеим на дорогу.

Дети выполняют аппликацию.

Заключительная часть.

- Ребята, скажите вам понравилось наше занятие? Теперь возьмите улыбающиеся лица человечков, если занятие вам понравилось. А если не понравилось - грустное.

- Давайте посмотрим, сколько радостных личиков у нас получилось.

- Что вам больше понравилось на занятии?

- А грустные лица есть? С чем это связано?

- Ребята что мы сегодня с вами сегодня делали? (рассматривали картину с перекрёстком дорог, играли в игры «В мяч», «Мы – шофёры», отгадывали загадки, составляли описание машинам и светофорам, приклеивали их на дорогу, вспоминали правила дорожного движения)

- Дети вы сегодня были молодцы, нам очень понравилось, как мы с вами сегодня потрудились. Большое вам спасибо.