Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию
тема: «Как устроена природа»
подготовительная к школе группа
воспитатель Ливкина Наталья Ивановна, Сагалакова Евгения Вячеславовна
Цель: создание социальной ситуации развития, посредством знакомства детей с живой и неживой природой.
Задачи:
- создать условия для знакомства детей с миром природы;
- создать условия для углубления представлений о свойствах растений;
- создать условия для совершенствования диалогической и монологической формы речи; обогащения активного словаря детей;
- создать условия для побуждения детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций и энциклопедий о живой и неживой природе., экскурсия в зоопарк.
Материалы и оборудование: муз. проигрыватель.
Ход образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия / задачи |
Вводная часть (организационный и мотивационный момент) |
Детям приносят телеграмму от лесных зверей. «Здравствуйте ребята, пишут вам лесные звери, мы пошли в школу к Тётушке Сове, а у неё пропали подсказки, «Чем отличается ваш дом от нашего дома». Мы не можем их найти. Помогите нам, пожалуйста».
На мольберте висит первая часть подсказки.
Вдруг звучит голос «Это я, Старичок - Лесовичок, подшутил над лесными зверями. А чтобы их найти, нужно выполнить несколько заданий. Может и получится вам собрать подсказки». |
- От кого пришла телеграмма? - О чем просят лесные звери? -А как же мы поможем?
Что это? А где же остальные?
Так что же нам делать? Ребята, какое задание мы будем выполнять первым? А потом? |
Дети читают.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей. |
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; |
Основная часть |
Дети подходят к заданию №1 «Разгадать ребус «Природа» Голос Старичка – Лесовичка: «Правильно, отгадали, второй кусочек подсказки лежит, где находятся: «У нас ни пальцев нет, ни рук - |
- Какое слово здесь зашифровано? - А как вы догадались?
-Где мы найдем второй кусочек подсказки? -Правильно в уголке природы.
|
Дети разгадывают слово «Природа»
|
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; |
Дети подходят к заданию №2 В конверте лежат загадки о природе. Как над речкой, над рекой
Осень, осень, грустные деньки,
В небе кружатся,
Носится, свищет.
И увидеть рады,
Сверкает, моргает,
Голос Старичка – Лесовичка: «Третий кусочек подсказки лежит, где находятся У бумажных птиц – Сто крылышек страниц». |
- Кто прочитает загадки?
-А как вы догадались, что это радуга? И т. д.
- Где мы найдем следующую подсказку? |
Дети читают и отгадывают.
Радуга
Дожди
Снежинка
Ветер.
Солнце.
Молния.
Книга. |
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; |
|
Дети подходят к заданию №3 «Составьте схему роста растения»
Голос Старичка – Лесовичка : «Четвёртый кусочек лежит там, где находятся интересные поделки, сделанные вашими руками»
|
-Что вы будете делать в этом задании?
Из чего растёт растение? Как оно растёт? Что ему помогает расти? Где находится подсказка? |
Дети выкладывают схему роста фасоли.
Ответы детей. |
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; |
|
Дети подходят к заданию №4 Опыт «Разноцветные растения» На столе лежат подготовленные материалы для проведения опыта и схема. Голос Старичка – Лесовичка : «Пятый кусочек находится там, где лежат Острый нос чертеж выводит Аккуратно, не спеша. Ровно линии проводит Тонкий нос... »(карандаша) |
Что вы будете делать? Как вы будете делать? А зачем вы будете делать?
Где последняя часть подсказки? |
Ответы детей.
Дети проводят опыт с растениями по схеме
|
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; |
|
Заключительная часть |
Рассматривание картины «Чем отличается и чем похожи мир в природе и дом людей» |
Ну что ребята все собрали кусочки от подсказки? Давайте их соберём вместе. Что вы видите? Чем наш дом и дом лесных зверей похожи? Чем отличаются? Отчего в нашем доме бывает светло? А от чего в природе? Но солнце не только светит, но и…? Значит, солнце можно сравнить ещё с чем?
В природе есть дождь, а в нашем доме что?... На полу лежит ковёр, а на земле?... В доме какие стены?
А в природе звери где прячутся? Дома есть плита, а в природе? Откуда берётся снег в природе? А где мы можем найти снег дома? В природе какие животные? А в доме? Ребята, как вы думаете, что будет если пропадёт солнце? Не будет воздуха? Света? Значит всё это нам нужно? Почему нам нужно?
|
Дети собирают схему воедино.
Греет
Домашним обогревателем.
Душ.
Трава. Деревянные, каменные и т. д. В горах, деревьях и т. д. Вулкан. С туч.
В холодильнике.
Дикие. Домашние.
Ответы детей.
Потому, что земля – это наш дом. |
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; |
На столе лежит конверт для подсказок. | Ну что ребята, нам пора отправить картинки подсказки обратно лесным зверям. | Дети складывают подсказки в конверт. |